Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Share with your friends!

Яндекс.Метрика

Укрепления Кронштадтской крепости на острове Котлин. Прошлое и настоящее

 

      Кронштадтская крепость известна в первую очередь своими морскими фортами и батареями - «Император Александр I», «Константин», «Обручев», «Тотлебен», а также мощными береговыми фортами «Ино» и «Красная Горка». При этом часто забывается тот факт, что на самом острове Котлин также находились и сохраняются поныне объекты главной крепости Российской империи.

      Остров Котлин всегда являлся ключом к обладанию морскими подходоми к дельте Невы и Санкт-Петербургу, поэтому неслучайно именно здесь и были построены первые укрепления будущей Кронштадтской крепости. Строительство укреплений на острове велось на протяжении всей истории крепости. В эпоху гладкоствольной артиллерии это были относительно незначительные, в основном деревоземляные, сооружения. На протяжении первых полутора веков существования крепости сильнейшим ее элементом была крепостная ограда вокруг города. Строительство первой земляной ограды бастионного начертания началось в 1723 году еще при Петре I. Причем на протяжении долгого времени именно это укрепление именовалось собственно Кронштадтской крепостью, и только в середине XIX века это наименование распространилось на весь комплекс укреплений острова Котлин и прилегающей к нему акватории.

 

      Город и порт Кронштадт был основан в восточной части Котлина, т. к. именно в этом месте располагалась наиболее подходящая позиция, контролировавшая главный морской фарватер. Однако русское командование прекрасно понимало необходимость прочного удержания всего острова, поэтому береговые укрепления возводились по всей его территории. Первые батареи, появившиеся в начале Северной войны (1700-1721 гг.), после занятия его русскими войсками, являлись еще очень слабыми, но даже они с успехом отразили нападение шведского флота и десантов в кампании 1704 и 1705 годов, причем успех русского оружия был столь уверенным, что шведы более не предпринимали попыток овладеть островом, да и вообще за всю последующую историю Кронштадтской крепости противник, зная об укреплениях Котлина, ни разу не пытался его атаковать. Важным укреплением острова с 1706 года являлась крепость св. Александра, вскоре получившая устойчивое наименование «Александр-шанец». Именно эта крохотная крепостца на долгие годы стала наиболее мощным передовым форпостом на западной части острова.

      Важнейшим событием в истории крепости стало ноябрьское наводнение 1824 года, в результате которого были уничтожены или приведены в полную негодность совершенно все укрепления на Котлине и акватории залива. Стало ясно, что деревоземляные и деревокаменные постройки не могут составлять основы важнейшей крепости государства. Уже в 1825 году происходит закладка новой гранитной и кирпичной крепостной ограды вокруг города. Это грандиозное фортификационное сооружение строилось несколько лет и в основном было окончено к 1840 году. Какое-то время считалось, что при столь надежной защите города нет особой нужны занимать укреплениями весь Котлин и к середине XIX века имевшиеся здесь укрепления были заброшены.

 

    Кардинальные изменения произошли в годы Крымской войны. В это время поменялась сама структура крепости: теперь ее оборонительная система была дополнена линией морских батарей, перекрывающей весь Финский залив от берега до берега. При этом остров Котлин превращался в центральный укрепленный плацдарм. В дополнение крепостной ограде вокруг города здесь был построен целый ряд земляных укреплений. На месте старого Александр-шанца возникла новая одноименная батарея. К югу от нее расположилась батарея «Николай» или «Николай Шанец». Эти две батареи составили передовую позицию на острове. К тылу от нее на южном берегу построили батареи «Демидов» и «Тотлебен» (не путать с морским фортом «Тотлебен»), а на северном – батарею «Михаил». Другую линию обороны на острове представляла линия из четырех укреплений, с юга на север: батарея «Литке», люнеты «Швебс» и «Политковский» и редут «Ден». И наконец, к востоку от этой позиции построили на южном берегу батарею «Граббе», а на северном – батарею № 5.

      Следующий этап усиления крепости был связан с обострением международной обстановки в 1863 году в связи с подавлением восстания в Польше. Начиная с этого года на протяжении примерно пятнадцати лет крепость коренным образом была реконструирована, причем новых укреплений почти не строилось, а перестраивались и усиливались возведенные ранее. Так, на Котлине были существенно усилены укрепления  времён Крымской войны, причем батарея «Демидов» была перестроена в редут. Впереди передовых «шанцев» выкопали водяной ров, так что здесь образовалась полноценная сухопутная линия обороны. Береговые батареи соединялись друг с другом земляными валами, служащими одновременно стрелковыми позициями и прикрытием коммуникаций вдоль острова. Капитальной реконструкции подверглась линия укреплений «Литке» – «Швебс» – «Политковский» – «Ден». Прежде всего фланговые укрепления этой линии были перестроены в люнеты и затем все четыре укрепления соединялись друг с другом земляными валами, а впереди них выкопали водяной ров. Таким образом образовалась еще одна поперечная линия обороны в виде сплошной оборонительной ограды. Наконец, почти все из перечисленных укреплений получили кирпичные казематированные сооружения – пороховые погреба и помещения для гарнизона. После всех этих преобразований остров Колтин превратился как бы в одно большое укрепление, лишь самая западная оконечность острова, т. н. «риф» в силу своей большой уязвимости оставался не занятым

      Дальнейшее развитие оборонительной системы острова Котлин связано с бетонным строительством, которое в свою очередь назрело ввиду появления т. н. «фугасных» снарядов, перед огнем которых старые кирпичные постройки оказались совершенно беззащитными. Масштабному бетонному строительству в крепости предшествовали стрельбы по опытным бетонным постройкам на рифе Кронштадтской косы. Это место было очень удобно для организации инженерного полигона ввиду своей изолированности. Начавшиеся в 1890 году и продолжавшиеся около двух десятилетий опыты на рифе являются одной из важнейших страниц истории развития военно-инженерного искусства России. Наиболее важные практические результаты были получены уже в первые годы испытаний, что сразу позволило их применить на практике.

      Уже в 1894 году в центральной части острова Котлин начинается строительство первой полноценной береговой батареи крепости – Мортирной № 1, вооруженной 8 – 11-дм. мортирами на лафетах Кокорина. Проект батареи был разработан в 1893 году. Батарея обладала круговым обстрелом и предназначалась для стрельбы по Северному и Южному фарватерам. Основной объем работ был произведен в 1895 и 1896 гг. Достройкой батареи руководил военный инженер капитан Леонид Петрович Капица, отец известного ученого-физика П.Л. Капицы. В 1898 году эта батарея была завершена и осенью того же года вооружена восемью 11-дм. мортирами. Таким образом, мортирная батарея № 1 стала первой полностью оконченной и вооруженной бетонной батареей крепости Кронштадт.

 

      Последующее строительство батарей на острове происходило в соответствии с планом, разработанным особой комиссией под председательством начальника Главного штаба генерал-адъютанта Николая Николаевича Обручева и утвержденным в 1896 г. Планом предусматривалась коренная реконструкция крепости, причем ведущее место в нем играли два новых морских форта «А» и «В», впоследствии – «Тотлебен» и «Обручев». Специально для реализации нового грандиозного плана было учреждено временное управление Строителя Кронштадтских укреплений. По сути это была строительная организация, подчинявшаяся напрямую Главному инженерному управлению и независимая от местных властей. С этого времени именно это управление занималось постройкой почти всех сооружений крепости.

      Согласно принятому плану в 1898 году начинается строительство бетонных батарей «Александр Шанец» на 8 – 9-дм. пушек и Куртинной на 12 – 9-дм. мортир. Эти батареи были в основном окончены и вооружены в 1904 году. Строительством их руководил военный инженер Л.П. Капица.

      Следующий наиболее значительный этап строительства бетонных укреплений на острове начинается в 1902 году, когда одновременно начинается строительство четырех батарей. Так, в непосредственной близости от Мортирной батареи № 1 силами управления Строителя Кронштадтских укреплений началось строительство сразу трех батарей:

Мортирной № 2 (на 8 – 11-дм. мортир на лафетах Дурляхера),

Южной мортирной (на 8 – 9-дм. мортир) и

батареи «Демидов» (на 6 – 6-дм. пушек Канэ).

      И наконец, западнее этих укреплений начинается строительство батареи «Николай-Шанец» на 8 – 9-дм. пушек, дополнившей единый фортификационный комплекс, ныне широко известный как «Форт Шанец».   

     Ввиду одновременного строительства всех четырех батарей и недостатка средств, к началу Русско-японской войны (1904–1905) все они находились в самом разгаре строительства и не были боеготовыми.    Тогда же, в 1905 году силами Кронштадтского крепостного инженерного управления между батареями «Демидов» и Южной мортирной была построена казематированная минная станция. Батарея «Демидов» и Южная мортирная были сданы Строительством в крепостное инженерное управление 9 мая 1906 года, а мортирная батарея № 2 – только 5 ноября 1907 г. В том же, 1907 году, эту батарею вооружили всеми положенными 11-дм. мортирами.

     Опыт Русско-японской войны выявил серьезные недостатки Кронштадтской крепости, в связи с чем в 1909 году принимается новый, наиболее значительный за всю историю, план усиления крепости. Основу этого плана составили два вынесенных на запад мощных  береговых форта – «Ино» и «Красная Горка», именно на них возлагалась основная тяжесть обороны крепости. Остров Котлин оказался в тылу оборонительной системы крепости, поэтому роль его укреплений существенно снизилась. Тем не менее, и здесь было решено построить мощное укрепление, предназначенное для поддержки передовой линии. Таким укреплением стала долговременная батарея на рифе Кронштадтской косы, вооруженная 4 – 10-дм. пушками и 8 – 6-дм. пушками Канэ. В связи с возведением этого укрепления, инженерный полигон упразднялся, а построенные для него опытные сооружения были включены в состав новой батареи. Выстроенная в основном к 1912 году батарея «Александровская»  (форт Риф) стала мощнейшим укреплением острова Котлин, из всех когда либо возведенных здесь. Располагаясь на самой западной оконечности острова, она стала своего рода вершиной развития оборонительной системы острова Котлин.

      Большинство упомянутых выше укреплений острова дошли в том или ином виде до наших дней. Неплохо сохранилась оборонительная ограда вокруг города. Примечательно, что осенью 2018 г. были завершены работы по благоустройству территории между ул. Зосимова и школой № 424, где создан береговой сквер. Расчищен крепостной ров, приведена в нормальное состояние городская стена, сделано берегоукрпление. Силами администрации Кронштадтского района облагорожен участок городской стены и создано хорошее общественное пространство. Однако северный участок городской крепости Кронштадта в целом до сих пор пребывает в плачевном состоянии.

      Линия люнетов в центре острова была частично уничтожена в процессе возведения КЗС,  полностью был срыт люнет «Швебс» с прилегающими участками соединительных валов. Однако остальные три люнета сохранились.

      Хорошо сохранился комплекс береговых батарей в центральной части острова, причем две из них – «Демидов» и Южная мортирная – дошли до наших дней практически в нетронутом виде. До 2014 г. эта территория была занята военными складами, затем заброшена. Большую часть оригинальных металлических элементов батарей удалось спасти от мародёров благодаря активному участию Инициативной группы граждан «Сохранение и возрождение Кронштадтской крепости». Зимой 2017 г. силами Инициативной группы здесь была открыта первая в Кронштадте историческая экспозиция, посвященная истории этих укреплений, а с осени 2017 года силами Западного военного округа ведутся работы по созданию Парка  культуры и отдыха ЗВО. Расчищены и приведены в приличный вид батареи «Демидов», Южная мортирная, а также Мортирная батарея №1, где также развёрнута выставка различных орудий, в одном из казематов сделана небольшая экспозиция. К воссозданному ещё осенью 2017 г. участку крепостной железной дороги широкой колеи длиной 100 метров прибавился участок узкой колеи длиной ок. 500 метров. Создан монумент бронепоезду №9 КБФ. Сейчас территория доступна для посещения.

      Батареи Куртинная и «Николай Шанец», ныне известные как «форт Шанец», поддерживаются силами заказника «Западный Котлин». С 2011 г. их территория облагораживается, проложены экологические маршруты, установлены стенды с исторической и природоведческой информацией. Третья батарея комплекса  - «Александр Шанец» продолжает использоваться как действующая воинская часть.

      В судьбе наиболее мощного укрепления острова - форта «Риф» также наметился позитивный процесс.  Начатая арендатором ещё в 2017 г. деятельность по расчисткам, сбору материалов и облагораживанию территории значительно продвинулась вперёд. Облик форта заметно  изменился в лучшую сторону – убран мусор, расчищены орудийные дворики и внутренние помещения, создаётся музей. Планомерная и поступательная деятельность приносит положительные результаты, готовится и со временем будет реализован общий план по реставрации форта «Риф» и его превращению в полноценный туристический объект.

       Все укрепления Кронштадтской крепости на острове Котлин являются наиболее доступными для посещения. Своим многообразием они служат наглядной иллюстрацией развития отечественной береговой фортификации с первой половины XIX века до середины 1970-х годов. Этот комплекс памятников обладает несомненным культурным, рекреационным и туристическим потенциалом и есть надежда, что позитивные тенденции последних лет приведут к его возрождению. Старые форты и батареи, немало послужившие Отечеству, уже сейчас привлекают множество людей, интересующихся историей страны.

                                                                       

 Статья опубликована в сборнике "История Кронштадта. Историко-краеведческий альманах" 01/2019 г.

С. А. Воробьёв

Р. В. Шапошник 

    Использование материалов допускается только с указанием источника и размещением активной индексируемой ссылки на сайт www.visit-saint-petersburg.ru